С 21 по 24 октября паломники Острогожского благочиния пребывали в столице нашей Родины — Москве, в Покровском ставропигальном женском монастыре, где помолились у мощей святой блаженной Матроны Московской. А также посетили Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь на реке Истре.
Покровский женский монастырь в Москве был основан царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1635 году в память своего родителя — Патриарха Филарета, усопшего на Покров Пресвятой Богородицы. К началу ХХ столетия у монастыря имелись: 2 храма — Воскресенский и Покровский, 4 часовни в разных уголках Москвы, каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и боевыми часами, а также 2 богадельни; действовала церковно-приходская школа-пансион для мальчиков.
Монастырь закрыли в 1929 году, а до этого, в 1926-м, закрыли храмы и взорвали колокольню. В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк); монастырские стены в этом месте снесены. В самих зданиях монастыря размещались: типография, редакция журнала, спортивный зал, биллиардная, киностудия, управление кинофикации.
Покровский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви только спустя шестьдесят лет. 24 ноября 1994 года Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.
Возрождение обители началось с октября 1995 года, тогда в стенах наполовину разрушенной Покровской церкви была совершена первая Божественная литургия, на которой молились всего пять инокинь. Брат настоятельницы, отец Александр, сделал из фанеры первый иконостас, на котором укрепили бумажные иконы… За эти годы восстановлен храм Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресенский собор, отстроена трёхъярусная колокольня, точная копия разрушенной, восстановлен Святой источник. В настоящее время монастырь содержит приют для сорока девочек.
Под сводами обители с 1998 года покоится главная святыня обители – честные мощи святой блаженной Матроны Московской . Они находятся в специальной гробнице, (раке), и размещены над ней такие слова: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать, и помогать вам.»
Вот и наши паломники с благоговением и трепетом прочитавшие в длинной очереди с 4.00 утра Акафист блаженной Матронушке Московской припали к ее святым мощам, испросили ее помощи и заступничества, помолились за Божественной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы. А также приложились к великому множеству Святынь, там находящихся. Поблагодарив Господа за эту великую милость, паломники отправились в Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь, что расположен в 50 км от Москвы в городе Истре, (до 1930 года — Воскресенск).
Духовное небо России сияет множеством звёзд, отражающих вечный свет Царства Божия. Из них ярчайшим созвездием славится Русская Палестина — пространственный образ Святой Земли, созданный под Москвой по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России (1605–1681). Путешественники были сражены этой красотой
Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.
Главная достопримечательность монастыря — Воскресенский собор, копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В её центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия. В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.
Есть свой Гефсиманский сад — место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.
Река Истра напоминает евангельскую реку Иордан в верхнем её течении, в которую большинство паломников с трепетом окунулись.
Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.
Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.
Монастырь окружен высокой стеной, где каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…
Трудно представить, как наши предки в XVII веке без механизмов создали такую красоту!
Словами сложно передать ту радость, которую испытали наши путешественники, находясь в этом святом месте.
Паломники посетили службы вечерни и утрени, причастились за ранней Божественной литургией и погрузившись в воды Иоардана, (Истры), умиротворённые отправились домой.
(66)