Священномучениче Митрофане, моли Бога о нас!

Торжества в Коротояке

6 июля Святая Церковь празднует память священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского.

Этот день весьма значим для жителей села Коротояк Острогожского района, потому как поминаемый святой в Казанском храме села, что в Покровке, в течении двух лет совершал служение в сане диакона.

В этот день по благословению Преосвященнейшего Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, богослужение в Казанском храме села Коротояк, где  служил священномученик Митрофан, возглавил благочинный Острогожского церковного округа иерей Алексий Курганский. Ему сослужили благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин, настоятель Казанского храма с. Коротояк протоиерей Георгий Лазарев и клирик Тихоновского соборного храма Острогожска иеродиакон Сергий (Касьянов).

По окончании Божественной литургии состоялся молебен священномученику Митрофану. Иерей Алексий Курганский обратился к присутствующим со словом о подвиге поминаемого святого.

Далее, священнослужители в присутствии прихожан и гостей совершили чин освящения Поклонного Креста на въезде в село. На освящении среди молящихся присутствовали клирик Тихоновского соборного храма г. Острогожска иерей Дионисий Свиридов и глава Коротоякского сельского поселения Николай Васильевич Трофимов.

Отец Алексий поблагодарил всех, кто трудился в деле изготовления и установления Креста, отметив важность традиции установления поклонных крестов на въезде в населённые пункты.

Смотрите ФОТОГРАФИИ—>>>

Историческая справка:

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (в миру – Дмитрий Иванович Краснопольский) родился в 1869 году в Воронежской губернии в семье рабочего кирпичного завода. Мать будущего святителя происходила из семьи сельского псаломщика и еще до рождения молилась Царице Небесной о даровании ей сына, который пошел бы по духовному пути.

Дмитрий Краснопольский закончил Воронежскую Духовную Семинарию, женился, был рукоположен во диакона и стал служить в Воронежской губернии. Но меньше чем через три года он овдовел и тогда целиком посвятил себя служению Церкви. Отец Дмитрий поступил в Киевскую Духовную Семинарию, и на третьем курсе был пострижен в монашество с именем Митрофан. Будучи иеромонахом, он служил в Киеве в Киево-Братском монастыре и в Иркутске в Иркутской Духовной Семинарии, куда был назначен инспектором. Вскоре в сане архимандрита его посылают возглавить Могилевскую Духовную Семинарию.

В 1907 году архимандрит Митрофан был рукоположен во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. В городе Гомеле по инициативе епископа Митрофана были организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. В епархиальном центре – Могилеве – действовало Могилевское церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан. Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности.

В 1916 году святитель становится епископом Астраханским и Царевским. Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло характер епархии как миссионерский и побуждало духовенство стоять на страже православия.

Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан возглавил на Священном Соборе Российской Православной Церкви отдел о Высшем Церковном Управлении, и был основным докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве. Во время работы Собора, 25 апреля 1918 года, епископ Митрофан был награжден саном архиепископа. 24 мая 1918 года по благословению Патриарха Тихона архиепископ Митрофан совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита Астраханского.

В январе 1918 года в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами, воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками. Осенью 1918 года власти потребовали от архиепископа Митрофана освободить Архиерейский дом и собор в Астраханском Кремле. 19 января 1919 года в Астрахань прибыл Киров, после чего были проведены расстрелы духовенства и старост храмов. Архиепископ Митрофан, несмотря на угрозы, в праздник Благовещения совершил в Благовещенском монастыре Литургию и в проповеди помянул «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей», а после Литургии отслужил панихиды по убиенным.

В Астрахани, в канун Троицына дня 1919 года, после всенощной, в 1 час ночи владыка был арестован. Вместе с архиепископом Митрофаном был арестован и епископ Леонтий. Их обвинили в руководстве белогвардейским заговором; арест же десятков людей, обвиненных в том, что они являются участниками этого заговора, был произведен на месяц позже. Пастыри и прихожане нескольких астраханских церквей ходатайствовали об их освобождении, зная их полную невиновность. Находящемуся в узах святителю миряне каждый день носили пищу. В следственном деле не содержится ни протоколов допросов архиепископа Митрофана, ни предъявленного ему обвинения, только на арестном листе против имени архиепископа Митрофана написано: «Расстрелян».

Расстрелян владыка в Астрахани в 1919 году в день Владимирской иконы Божией Матери. В 3 часа ночи комендантом ЧК он был грубо вытащен в одном белье из камеры. В закоулке их уже ждали трое солдат с винтовками. Владыка Митрофан их благословил двумя руками, за что комендант ударил его рукояткой револьвера по правой руке и, схватив его за бороду, рванул его голову вниз и в таком положении выстрелил из револьвера в левый висок. После убийства архиепископа Митрофана был расстрелян его викарный епископ Леонтий (фон Вимпфен). За огромные деньги тела убитых архиереев тайно были получены от извозчиков-похоронщиков и похоронены возле Покрово-Болдинского монастыря.

(223)